Стажировка студентов ВКИ в «Евростудио». Часть 6: На финишной прямой

16 мая 2018

Наших стажёров мы предупредили сразу: будем репетировать защиту. И если на всех предыдущих презентациях студенты могли «поднатаскаться» в построении презентаций и компоновке слайдов, параллельно доводя проект «до ума», то теперь им предстояло самое сложное — представить проект с нуля непредвзятой комиссии (которую старательно изображали наставники — Николай и Наталья).

Первый блин вышел, по традиции, комом. В результате наставники встречались со студентами на «защите» целых четыре раза, пока те не приняли к сведению все замечания временами жёсткой комиссии. Но у нас на то была своя причина: нам важно, чтобы наши практиканты знали не только теорию, но и умели применять её на практике, самостоятельно находили выход из рабочих ситуаций, которые случаются в разработке ежедневно, умели представить свою работу и отстоять (или объяснить) свою точку зрения.

Расскажем подробнее, в чём была суть замечаний и как они были исправлены.

День 1: Демонстрация программ

Присутствовали трое — Павел, Артём и Андрей. Ребятам предстояло рассказать о своих работах, уложившись в 5 минут. Пройдёмся по замечаниям и вопросам? Из них можно составить неплохой личный чек-лист по подготовке к презентации работы или защите.

  • В чём ценность работы?
  • Чем сервис отличается от аналогичных?
  • Если есть возможность, показывайте, как работает сервис, например, процесс построения маршрутов.
  • Нужно добавить вступительное слова о сути работы (стоит помнить, что комиссия слышит обо всём впервые).
  • Порядок слайдов в презентации должен логично подводить слушателей к идее, что сервис им обязательно пригодится, именно к этой идее нужно вести и комиссию (или к любой другой, которую вы обозначили самой ценной).
  • Если какая-то из функций программы является ведущей и важной, то в презентации обязательно необходимо показать, как она работает.

Именно поэтому наставники попросили добавить Андрею слайд о том, как подтверждается достоверность дипломов, имеющихся в базе.

День 2: Презентация дипломных работ

Готовы к этой части защиты были Павел и Артём. Они учли предыдущие замечания — подробно раскрыли проблематику (то есть объяснили, почему разработанные ими сервисы нужны), сравнили свои работы с ближайшими конкурентами, рассказали о плюсах и представили слайды о работе программ таким образом, что информация была бы понятна всем, в том числе конечным пользователям, которые обычно далеки от IT.

Поэтому предложения наставников по доработке стали более конкретизированы (и тем ценны). Рассмотрим их:

  • Если вы говорите о том, что подобные сервисы уже существуют, то подчёркивайте не столько их недостатки, сколько свой вклад в улучшение или оптимизацию, который обязательно оценят пользователи.
  • Придумайте какую-то «изюминку» — необычную историю или каверзный вопрос, с помощью которой сразу сможете зацепить внимание слушателей.
  • Скорее всего, разработанный вами сервис нельзя назвать конечным продуктом, его можно развить дальше, масштабировать или монетизировать. Подумайте об этом заранее и представьте пару мыслей по этому поводу комиссии. Это увеличит ценность проделанной вами работы.

Например, сервис Павла можно предложить турагентствам для размещения своих предложений.

  • Если ваш сервис может быть ценен не только для тех, кто онлайн, то предусмотрите возможность работы с ним в офлайне.

Например, возможность на одной кнопке отправить на печать карту с выстроенным маршрутом на случай, если по пути не будет интернета.

  • Приведите примеры реальных ситуаций, когда ваш сервис действительно пригодится. Понять конкретное гораздо проще, чем абстрактное, а потому лучше сразу перечислить не возможности сервиса, а ситуативные проблемы, которые он решит.

Например, видео-собеседования могут стать настоящей палочкой-выручалочкой при наборах сотрудников в филиалы, где нет штатных HR.

  • Если вы уже доступно представили, как работает программа на каждом этапе, то не забудьте и о полной картинке. Выделите один дополнительный слайд и покажите полную схему работы сервиса.

Создание вакансии -> загрузка вопросов -> отклик соискателя -> запись видео -> просмотр материалов работодателем и т.д.

 

День 3: Снова демонстрация программ

Студенты подготовились и вновь учли все пожелания, которые наставники высказали их собственным работам и работам коллег. А потому остались детали:

  • Если ваш сервис заточен под работу с картами, то при входе и загрузке карты, он должен показывать, где в данный момент находится пользователь.
  • Работу любой программы и любого сервиса лучше всего объяснять максимально доступным языком, без череды терминов и профессионализмов. Это особенно пригодится даже не на защите, а в работе и повседневной жизни (пробовали объяснить своей бабушке, как работает интернет?). Если всё сложно (как в ситуации с блокчейном), используйте метафоры.

Например, «Данные в системе невозможно подделать, потому что каждый блок зависит от предыдущих. Это как игла в яйце, яйцо в утке, а утка в зайце».

  • Пропишите текст своего выступления и отрепетируйте его несколько раз вместе с показом презентации — перед зеркалом или знакомыми, чтобы ваш рассказ не отходил от того, что показывается на слайдах.

По итогам дня Николай ещё раз напомнил, что нужно записать видео своей презентации и подготовить пояснительный текст, а также загрузить исходный код программы. Все это понадобится рецензентам.

День 4: Завершающая презентация дипломных работ

Последняя итоговая проверка готовности проектов — событие важное. А потому на презентацию пришли все четверо стажёров, и каждому хотелось получить обратную связь от наставников, чтобы успеть исправить недочеты (если они ещё остались) и успешно выступить на предзащите. А потому Николай и Наталья оценивали проекты стажёров уже не просто как дипломные работы, которые можно защитить и забыть, а как MVP (минимально жизнеспособный продукт), который можно развивать дальше. Поэтому пожелания были соответствующими.

Проект Павла, например, на следующем этапе можно сделать ещё более полезным, отметив на карте отели, рестораны и другие важные для путешественников точки.

Назначение сервиса Артёма можно расширить с подбора персонала до тестирования студентов или проверки знаний школьников.

Разобрались и с блокчейном. Андрей провёл аналогию с картотекой, в которой много карточек хранят информацию, и если одну потерять, то информация на остальных останется в сохранности. Николай предложил для объяснения связи блоков использовать ещё одну метафору — матрёшки, ведь чтобы вложить одну (поддельную), необходимо переделать и остальные, иначе она попросту не войдёт.

  • Ещё один ценный совет: добавьте в презентацию примеры, когда использование блокчейна не подойдёт, ведь это тоже крайне важно для пользователей.
  • Не увлекайтесь излишними объяснениями. Длинноты лучше убирать, оставляя только полезную и интересную информацию, чтобы слушатели не заскучали и не отвлеклись.

Когда выступления завершились, студенты обсудили предстоящую предзащиту. Дмитрий Ц. поделился информацией, полученной от выпускников — рассказал о том, какие вопросы обычно задают на защите. Николай настоятельно рекомендовал всем прогнать свое выступление много раз, чтобы отработать его до автоматизма. Также наставник посоветовал иметь видео презентации, которое можно будет запустить даже с телефона, если вдруг на защите что-то пойдет не так.

Итак, стажировка близится к финалу, а ее участники — к диплому. Сейчас важно максимально сконцентрироваться на устранении оставшихся недочетов и хорошенько отрепетировать свое выступление. Впереди — предзащита.

Поделиться
Отправить

Еще на эту тему

Стажировка студентов ВКИ в «Евростудио». Часть 7: Две предзащиты

Зачем две, если до этого студенты-практиканты несколько раз отрепетировали защиту в офисе и вроде бы внесли все правки от наставников? Отвечаем на вопрос в новом...

Стажировка в «Евростудио». Часть 3. Первые сложности

Тем временем наши стажеры продолжают трудиться над проектами, сталкиваются с новыми сложностями и находят новые методы их решения, в общем, приобретают навыки, необходимые хорошему...

Стажировка в «Евростудио». Часть 1. Начало

Не можешь найти нужного кадра в команду? Обучи его! Многие боятся, что после этого кадр уйдёт, или что на обучении требуется слишком много...

Вам нужен новый сайт? Продвижение проекта?