2020 в Евростудио

11 декабря 2020

Генеральный директор «Евростудио» Тамара Бажанова ответила на вопросы платформы WorkSpace и рассказала, как кризисный 2020 год повлиял на рынок веб-разработки. Статью с оценками представителей российских IT-компаний можно прочитать в блоге WorkSpace, а мы хотим поделиться полной версией обзора рынка от лица руководителя нашей компании.

Кризис и продажи услуг: отложенный спрос после недолгого спада

В 2020 году из-за ситуации с пандемией рынок имеет нестандартную сезонность.

В марте этого года мы зафиксировали заметный спад спроса относительно статистики предыдущих лет. В апреле и мае 2020 года поток заявок выровнялся, стал сравним с показателями прошлого года, но при этом существенно изменился характер запросов. Потенциальные клиенты в большинстве своем стали запрашивать минимальные цены и краткие сроки разработки, при этом часто не имели четкого понимания, что конкретно им необходимо.

Этой весной мы провели несколько акций по предоставлению антикризисных цен потенциальным клиентам (через снижение стоимости часа), что не дало существенного результата. Этих скидок было либо недостаточно, либо у клиентов были несопоставимо низкие бюджеты.

С другой стороны, клиенты, с которыми был налажен контакт и которые осознавали потребность в направленном развитии, скидок не просили и были готовы оформлять сотрудничество на стандартных условиях.

К концу лета, на фоне спада напряженности в обществе, пошел обратный процесс: выросло качество поступающих лидов, выросло количество настроенных на работу и плодотворное сотрудничество клиентов. По всей видимости, сработал фактор отложенного спроса.

Сейчас, на фоне «второй волны», мы не наблюдаем снижение спроса – видимо, у бизнеса более нет возможности сдерживать свое развитие. Со своей стороны мы стараемся аккуратно и максимально эффективно подбирать продукты для наших клиентов, понимая, что докризисные предложения сегодня уже неконкурентоспособны.

Заметили ли пандемию в HR-отделе?

Несмотря на, казалось бы, рост объема рынка труда, в текущем году подбирать экспертов так же трудно, как и в прошлые годы. Компании даже в кризисной ситуации стараются удержать лучших сотрудников, предоставляя им разные преференции – от перевода на удаленную работу до сохранения заработной платы при отсутствии задач.

Также мы наблюдаем разрыв между клиентским спросом и интересами специалистов. Очень многие клиенты настроены на разработку сайтов на раскрученных на рынке платформах, ориентируются на простую и недорогую разработку. А для квалифицированных программистов, как правило, подобные проекты не интересны. Поэтому студиям сейчас приходится искать возможности по сведению интересов клиентов и исполнителей, и становится все острее задача по поиску путей переориентации клиентов на более профессиональные, гибкие и перспективные инструменты разработки сайтов.

В данный момент мы развиваемся, набираем новую команду. Однако видим, что рынок переполнен предложениями, заметен недостаток в кадрах. Между компаниями-разработчиками есть серьезная конкуренция за персонал.

Как изменился клиентский портфель?

В целом портфель наших услуг остался прежним. Мы так же, как и раньше, оказываем полный комплекс услуг по поддержке, продвижению и автоматизации бизнеса клиентов.

Наша специализация — разработка средних и крупных сайтов, заказное программирование и полный комплекс услуг интернет-маркетинга.

Несмотря на то, что в начале года часть проектов была приостановлена, сейчас клиенты стали возвращаться к работе, и поток проектов набирает обороты. Российский бизнес активно двинулся в онлайн, пока еще осторожно, но уже осознанно понимая невозможность возврата к прежним форматам. Можно с уверенностью сказать, что мы видим позитивную тенденцию.

Влияние кризиса на услуги по разработке сайтов

В плане разработки сайтов сейчас наиболее востребованы лендинги и корпоративные сайты, нацеленные на формирование имиджа компаний, информирование о компании и ее услугах или товарах, быстрые продажи.

Компании, которым нужны сложные сайты и порталы, стали более осторожно и взвешенно подходить к процессу запуска и согласования проектов, поскольку на фоне замедления всех рыночных процессов инвестиции в серьезную разработку требуют более сложных обоснований и согласований, расчетов сроков окупаемости и рисков.

С началом кризиса по проектам случались некоторые простои, не все наши сотрудники имели достаточную рабочую загрузку. Однако сейчас ситуация выровнялась, мы продолжаем работу в прежнем режиме и берем новые проекты. Для себя мы выбрали режим remote-friendly и перевели часть персонала на удаленный режим работы. Офис по-прежнему открыт и организованы все условия для безопасной работы персонала.

Пандемия и маркетинг

Сегодня, как никогда, важно не прекращать инвестировать в продвижение бизнеса. Важно рассказывать клиентам о современных инструментах, которыми оперирует IT-индустрия, объяснять эффективность на кейсах и в целом повышать информированность аудитории.

Поделиться
Отправить

Вам нужен новый сайт? Продвижение проекта?